Почему подростки совершают самоубийство? Как родителям узнать суицидальные намерения у ребенка

С 2010 года количество людей, попадающих в больницу из-за попытки суицида, выросло на 143% (анализ данных из 17 стран), больше всего – девушки-подростки. И хотя эксперты в мире еще спорят, в чем именно причина этого, для украинских подростков дополнительным стресс-фактором, подталкивающим к такому решению, является война. О том, как родителям узнать суицидальные мысли и намерения своего ребенка, а также как помочь ему найти другой выход, читайте в этой статье.

Что побуждает подростков совершать самоубийство?

  • Как показывают исследования, чаще всего причиной для суицидов среди подростков становятся переживания сильного стресса, глубокой неуверенности в себе, разочарование собой или другими людьми, потеря. 

  • За этими причинами чаще всего стоят семейные проблемы (непонимание со стороны близких, отсутствие с ними тесной эмоциональной связи, несправедливое отношение или психологическое и/или физическое насилие дома и т.п.). 

  • Поводом к самоубийству могут стать проблемы в школе (плохие оценки, конфликты со учителями) и в общении со сверстниками (неразделенная симпатия, буллинг и т.п.).

  • Во время войны подросток также может столкнуться с травматическим опытом, потерями, стать свидетелем или сам испытать насилие. И не имея достаточно ресурсов, чтобы справиться с переживаниями, получить дополнительный стимул к суициду.

  • Причиной подросткового самоубийства может стать и подростковая депрессия. Родители могут заметить такие ее симптомы, как уныние, раздражительность, безнадежность, скука и склонность чувствовать себя подавленным почти все время, потеря способности радоваться и испытывать удовольствие.

Если такое состояние ребенка длится две недели подряд, необходимо обратиться на консультацию к детскому психиатру. Но здесь следует помнить и о том, что некоторые подростки умеют скрывать свои чувства или не знают, как ими поделиться. 

Расстройства настроения, расстройства пищевого поведения и другие психиатрические заболевания могут повысить риск самоубийства подростка. Например, молодые люди с шизофренией могут слышать голоса (слуховые галлюцинации), которые говорят им покончить с жизнью, даже если они не хотят умирать.

Но суицидальные попытки в подростковом возрасте – ни в коем случае не желание умереть, а скорее протест, попытка привлечь внимание к своей боли или заглушить ее. Это ситуация, которую подросток не может решить самостоятельно и о которой не может рассказать важным для него взрослым. 

Возможно, нет доверительных отношений с родителями, которые не слышат его и наказывают за ошибки. И не имея возможности достучаться и дождаться помощи или чувствуя слишком сильный импульс кардинально прекратить страдание, которое он не может (не знает, как) прекратить другими способами, подросток может увидеть единственный выход в самоубийстве.

Есть ли наиболее рисковый возраст для суицидального поведения?

Психологи считают, что это "12-21" – период, когда меняется гормональная система, влияющая и на поведение и эмоциональные скачки. Но были случаи обращений с суицидальными мыслями у десятилетнего ребенка. А среди некоторых ученых мнение, что подростковый возраст может длиться до 25 лет.

Но кроме физиологических во время войны накладываются и другие обстоятельства. У детей меняется среда, они скучают по дому, теряют контакт с друзьями. 

Возникают мысли типа "я здесь не такой, как все, у меня смешной вид", "другие дети будут меня булить, потому что я с Востока", то есть проблемы социализации.

Виноваты ли в этом родители?

Родители не могут иметь контроль над мыслями ребенка, к тому же мысль о самоубийстве – не равна поступку. Время от времени она может возникать в жизни почти каждого взрослого человека: пробегать мигом или навязчиво сидеть в голове. Так же это мнение может появляться и у большинства подростков.

Справедливо будет сказать, что родители ответственны – за атмосферу, царящую в семье, насколько она безопасна, и насколько ребенок, подросток чувствует, что родители – это безопасные стабильные взрослые, с которыми можно обсудить любую тему. 

Прекрасно, когда ребенок, зная, что сделал какую-нибудь глупость, думает не о том, что дома его "убьют", а что надо поскорее рассказать маме, потому что она поможет. Прекрасно, когда подросток, испытывая тяжелые чувства, хотя бы частично может поделиться ими со своими родителями и иметь от них поддержку. 

Родители виноваты только в случае планомерного доведения ими подростка до самоубийства – это вина, устанавливаемая следствием, и за которую предусмотрена уголовная ответственность.

Существуют ли "красные флажки", по которым можно понять, что у ребенка есть такое намерение?

Чаще такие мысли возникают в депрессивном состоянии.

  • Первое, что может на него указывать – это сбой режима и рутины: ребенок плохо спит и ест, хотя раньше мог быстро и крепко заснуть и имел хороший аппетит. Перестает беспокоиться о себе, он безразличен к своему внешнему виду.

  • Другое – изменение поведения: раньше ребенок был активным и имел много друзей, а вдруг начал запираться в себе и редко выходит даже из комнаты. Или резко изменился круг друзей.

  • У ребенка может быть состояние апатии: ничего не радует, не интересуют занятия, которыми раньше увлекалось, как-то спорт или творчество. Утрачивается мотивация к обучению. Или не хватает энергии, нет сил ни на что, частые головокружения.

  • Также могут быть "эмоциональные качели": обычно спокойный подросток слишком эмоционально реагирует по каждому поводу. 

  • Тревожным флажком является самоповреждение: порезы, царапины. Подростки могут скрывать их под длинными рукавами, и поэтому родители часто узнают о них слишком поздно. Впрочем, часто об этом намерении дети заявляют открыто: пишут в соцсетях, или в разговоре с родителями озвучивают мысли типа "Зачем мне жить? "

Читайте также: Ребенок себя режет: что делать?

Если ребенок хочет себе навредить, с ним точно произойдут изменения, которые родители должны заметить и отнестись серьезно, не списывая на "переходный возраст".

Что делать родителям, если увидели у ребенка эти "красные флажки"?

Если есть признаки депрессии и даже попытки самоповреждения, прежде всего нужно обратиться к психологу, который сможет в случае необходимости направить психиатра. Без помощи специалиста выйти из этой ситуации будет тяжело. К тому же порезы в состоянии аффекта могут быть серьезными, вплоть до госпитализации. Даже если подросток не собирался убить себя.

Что делать, если ребенок написал в соцсетях (или вспомнил в разговоре), что хотел бы умереть?

Прежде всего – отнестись к этому с вниманием, не воспринимать такие заявления как шантаж или пустые угрозы. Если их проигнорировать, подросток может решить: "Вы мне не верили – а я вам докажу" .

Даже если подросток прибегает к манипуляции, значит, он не знает, как решить вопрос прямо, через диалог с родителями или другими взрослыми. И это сигнал о том, что взрослые что-то упускают и не замечают: почему-то ребенок не обратился с этим вопросом к ним, а пошел в соцсети. И об этом нужно с ней говорить, попытаться наладить отношения, восстановить доверие.

Констатировать факт: "Мы увидели пост на твоей странице, это очень обеспокоило нас, мы переживаем за твою безопасность. Давай поговорим о том, что тебя волнует" . То есть попытаться построить диалог, чтобы узнать, что именно вызвало это заявление. Не агрессивно, не манипулируя ребенком, не давя на него, с любовью и поддержкой – чтобы он был готов говорить.

Следует ли следить за ребенком 24/7, чтобы ничего не пропустить?

Постоянный контроль, когда родители проверяют почту и мессенджеры, заходят в комнату без разрешения – идет от страха: переживают за ребенка, но контакта с ним нет. Но, тем самым, могут еще больше испортить отношения и эмоционально удалиться.

Важна "золотая середина": не нарушая границ подростка, замечать, если с ним что-то не так, и быть в эмоциональном контакте.

Можно поддерживать контакт, разработав общие обряды. К примеру, вечером за чаем обсуждать, как прошел день, ходить куда-то на выходных, раз в неделю заказывать любимую еду на ужин. И так всегда знать, чем живет ребенок.

Может ли быть "профилактика самоубийства"? Что нужно делать, чтобы обезопасить ребенка от таких мыслей?

Здесь важна наша эмоциональная стабильность и стойкость, или "резильентность".

Если подростки имеют доверительные отношения с родителями, тогда они более устойчивы, и им легче справиться со стрессовыми ситуациями.

Также в этом возрасте важно обучаться самостоятельности, ответственности. Если подросток не соблюдает существующие в семье правила, несамостоятельный – за него все выполняют родители, то ему будет трудно адаптироваться к вызовам жизни. 

Также устойчивость можно формировать из-за ощущения причастности к важному делу. Например, в нашем центре есть пространство, в котором подростки создают общие проекты, тем самым укрепляя внутреннюю эмоциональную стабильность.

Впрочем, если у ребенка есть проблемы, с которыми он не справляется, и он говорит об этом, не стоит говорить, чтобы решал сам. К примеру, если она сталкивается с буллингом и просит перевести в другую школу – следует прислушиваться и вместе искать пути решения. Тогда подросток будет чувствовать вашу поддержку.

Во время войны, к сожалению, сложно создать идеальную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя полностью в безопасности. Но можно делать для этого все от себя зависящее.

Как обсуждать с ребенком тему самоубийства, чтобы не сделать хуже?

Если родители узнали о суицидальных тенденциях у ребенка, мыслях, намерениях или даже попытках, то первый шаг – попытаться решить это с самим ребенком. 

Подросток может предпринимать попытку суицида, если не видит другого выхода: "окно" ее восприятия ситуации сужается к "щели". И задача родителей – расширить его, чтобы появился "просвет".

Важно не обесценивать ситуацию , волнующую подростка, даже если опыт подсказывает взрослым, что объективно это не очень тяжелая ситуация. Ведь для него сейчас это может выглядеть самым важным и трудным в жизни.

Также лучше не винить , воздержаться от комментариев типа "что же ты натворил" или "я же говорила, что так делать нельзя": даже взрослым может быть трудно предсказать, к каким последствиям могут привести их действия. 

Вместо этого нужно вместе с подростком разобрать проблему, научить его, что делать в трудных ситуациях . 

Выяснить причины и последствия, а самое главное – подобрать и проанализировать варианты решения. Можно устроить общий "мозговой штурм" и сгенерировать как можно больше идей, а затем выбрать из них наилучшую.

Подросток – это уже не совсем ребенок, и взрослея должен расти в своей компетенции, ресурсе, уверенности: что бы ни произошло, это можно "разрулить". Родители здесь могут стать примером того, как можно разрешать сложные ситуации.

Если же разговор заходит в тупик, и эти мысли у ребенка никуда не исчезают, он говорит что-то вроде "как хорошо умершим" , родителям может тоже понадобиться поддержка и, возможно, советы, как сделать взаимодействие с ребенком более эффективным. И чтобы у ребенка не возникало ощущения давления, принуждения, предложить: "Я волнуюсь за тебя, хочу помочь. Если не можешь рассказать мне – давай обратимся к психологу".

Но бывает и так, что ребенок сам просит родителей отвести его к психологу. Такие просьбы ни в коем случае игнорировать нельзя. 

Бывают случаи, когда ребенок просит о помощи, просит родителей помочь ему найти психолога, но родители убеждают его (и себя), что все нормально (по лучшим соображениям, словно пытаясь показать ребенку, что он в порядке). Пока дело не доходит до самоповреждающего поведения, о котором родители узнают только позже.

Ребенок прочёл в новостях о случае суицида и спрашивает у родителей, почему это произошло. Как правильно ей ответить?

Это так называемый "инфопривод" для беседы, во время которой можно выяснить, что ребенок об этом думает, как сам к этому относится, вызывает ли у него такой поступок: тревогу страх или наоборот чрезмерный интерес. И здесь следует скорее не давать объяснения, а задавать вопросы.

Подросток говорит: "Я прочитал(а), что человек выбросился из окна. Почему он это сделал?" . Можно спросить: "А как ты думаешь, что ее могло подтолкнуть к такому поступку? Есть ли в целом достаточные причины для того, чтобы убить себя?". И в том, что подросток ответит, будет ясно, что могло быть такой причиной для него. "Как ты думаешь, имел ли этот человек еще какие-то варианты разрешения ситуации? Действительно ли лишить себя жизни – это хороший выход?" . 

В ответе на этот вопрос мы можем видеть, как подросток в целом относится к факту суицида. Также стоит спросить, какие чувства подросток имеет в этой ситуации.

Родителям также следует отметить, что самоубийство – не самое лучшее решение проблем . Скорее всего, этот человек не хотел умирать, однако теперь лишил себя шанса на счастье: ведь жизнь состоит не только из темных полос – есть и светлые, и их жаль потерять.

При этом не стоит осуждать человека, совершившего этот поступок: цель разговора – понять подростка, проговорить мысли и чувства, возникающие у него по этому поводу. И уместен будет месседж о том, что мама и папа в любой ситуации готовы подростка выслушать и помочь, он всегда может рассчитывать на них.

Когда молодые люди узнают о самоубийстве одного из близких знакомых (членов семьи, друзей или сверстников), они с большой вероятностью подумают или даже могут попытаться совершить самоубийство сами. Тогда родители должны быть особенно внимательны. 

Детям и подросткам может потребоваться дополнительная поддержка, включая профессиональные консультации, чтобы справиться с сильными чувствами, вызывающими в таких ситуациях.

Перевод для www.kraskizhizni.com

Стишки для детского альбомаПодборки статей по воспитаниюМонтессори книги и видеоГленн Доман книги и карточкиРазвивающие мультики для детей