После начала полномасштабного вторжения дети возводят блокпосты во дворах и проверяют прохожих паролем "Паляница". А на площадках носятся с игрушечным оружием, играют в стрелялки с разделением на "украинцы" и "россиянцы-засранцы". Полки детских магазинов заполонили пластиковые танки, солдатики, самолетики. Запрещать или позволять детям играть в войнушку и когда родителям стоит вмешться?
Игрушки на милитарную тематику всегда были популярными. С начала полномасштабной войны у современных детей снова стала популярной игра в войнушки, солдатики. Но многие взрослые опасаются таких игр и, наоборот, стараются оградить детей от темы войны во время игр. Стоит ли родителям пугаться такой милитаризации игр и где сигнализирующие маркеры: ребенку нужна помощь?
Дайте детям прожить пережитое в играх
Рост интереса к военной тематике в играх – естественный. После Второй Мировой малыши массово вооружались деревянными "автоматами" и шли избивать врага или "раскалывать" шпионов.
Такие игры были интересны и для поколения детей во времена СССР. А вот дети, родившиеся уже в независимой Украине, были безразличны к развлечениям в милитарном стиле.
Школьники, которые растут в реалиях российско-украинской войны, снова проектируют услышанное и увиденное в специфических забавах. Правда, теперь с "Байрактарами", "Джавелинами" и "Леопардами".
То, что дети предпочитают игрушки в военном стиле, нормально. Малыша переполняют эмоции, которые спровоцировала война. И дети прокручивают эти переживания в милитари играх. Это хороший, здоровый способ разрядки. Пластиковыми танками мы не спровоцируем агрессию.
Если ребенок пытается в форме игры осмыслить вещи, которые услышал или увидел – это признак того, что он нормально развивается, ведь игра и рисунок – основные детские способы справиться со стрессом.
Военные игры позволяют обработать новый опыт. Это даже точка опоры, которую малыши себе создают. К тому же такие игры способствуют развитию фантазии, ведь дети придумывают разные сценарии, разыгрывают роли, креативят. Многие дети изготовливают самодельное оружие и это превратились еще и в творческий процесс. Дети не только делают пистолеты из картона, но и разрсовывают их разными узорами, украинской символикой, раскрашивают... то есть проявляли креатив.
Через подобные игры несовершеннолетние могут проиграть внутренние конфликты. Ребенку важно в форме игры отработать чувство страха, незащищенности, потери дома, нестабильности, неопределенности. И все это происходит через символическое проживания. Такие развлечения имеют терапевтический эффект.
Больше всего милитари-играми интересуются дети в возрасте 6-10 лет. Если ребенок просит купить ему оружие, то не отказывайтесь, но выбирайте то оружие, звуки которого не слишком похожи на настоящие выстрелы. Также важно объяснить ребенку, что оружие может как приносить вред, так и пользу, вот почему в войне одни хорошие (они защищают свою землю, людей, страну), а другие плохие (нападают, убивают, вредят). Быть защитником - это хорошо и правильно, защищать более слабых - это нужно и важно, а быть злым, агрессивным, хотеть обидеть, убить - это плохо, это неправильно.
Большинство детей воспринимают мир черно-белым, без полутонов, поэтому в современных играх отслеживается однозначное добро – украинцы, и абсолютное зло – Путин, россияне, орки или москали.
И если раньше в милитари играх существовал четкий гендерный раздел: мальчики бегали с игрушечными пистолетами, девочки – с санитарными сумочками, то теперь оружием в равной степени интересуются дети обоих полов.
Что на счет онлайн-стрелялок?
Виртуальные "стрелялки" всегда были популярными среди детей, а с началом Войны и подавно.
Родителей могут беспокоить забрызганные кровью стены, даже если они нарисованы графическим дизайнером в игре. Однако психологи успокаивают:
Компьютерные шутеры – это современный вариант "стрелялок", один из способов игры. А она дает возможность что-то проконтролировать в жизни. Потому что дети сами по себе без взрослых достаточно беззащитны, они испытывают бессилие. А это сложное чувство.
Когда родителям стоит насторожиться?
Когда такие игры приводят к деструктивному проявлению агрессии. К примеру, дети по-настоящему начинают друг друга бить. Эти вещи требуют внимания взрослых и, возможно, даже помощи специалистов по психическому здоровью.
Когда ребенок без контекста игры в войну начинает резать игрушки, агрессивно крушить вещи, избивать других или обижать себя, издеваться над животными. Маленькие дети могут просто стучать себя кулачками, старшие – наносить более серьезный вред.
Когда ребенок постоянно проигрывает одну и ту же сцену. Игра – это история, которая должна иметь начало, кульминацию и решение: одна команда победила, другая проиграла – это здорово. Но если ребенок сосредотачивается на одном травматическом опыте и воспроизводит один и тот же эпизод, это свидетельствует, что ему нужна дополнительная помощь. Особенно если это сцена, где он кого-то убивает, сам умирает или свидетель чьей-то гибели. Такая навязчивая игра – это сигнал SOS от ребенка: "Посмотри, здесь у меня болит, тут травмировано". А если это все еще и сопровождается нарушением сна, ночными кошмарами, повышенной тревожностью, это комплекс показателей, которые дают знать, что стоит обратиться к специалисту.
Когда ребенок наоборот не замечает новой реальности, и продолжает играть только условными Барби или рисовать радужными цветами, потому что так родители сказали делать.
Важно, чтобы у развлечений были четкие правила. Взрослым стоит проявить интерес и расспросить, по какому сценарию их дети играют. Если таких правил нет, следует подсказать ребенку, чтобы он обсудил с друзьями, что разрешено во время развлечения, а что запрещено. Чтобы дети не нарушали границы друг друга. Так родители могут сориентироваться, есть ли потенциальная опасность для их сына или дочери.
Перевод для www.kraskizhizni.com