В развивающихся странах знакомство женщины с материнством происходит совершенно иначе, чем в европейских странах. В каком-нибудь кенийском поселке поговорка «Ребенка должна растить вся деревня» обретает абсолютно новый смысл.

Например, деревня масаев целиком, со всеми домами и жителями, уместилась бы в обычном спортивном зале школы американского пригорода. Родственники и друзья живут всего в нескольких метрах друг от друга, буквально в пределах слышимости. У мужчин и женщин четко расписаны роли, а девочек с раннего возраста привлекают к воспитанию малышей. Молодая мать окружена более опытными женщинами. Если у нее возникают проблемы с кормлением грудью, то сестра, мать или другие родственницы могут дать ей совет.

Женщине не нужно делать мучительный выбор — возвращаться на работу или нет; ее роль в общине — это и есть ее работа, и материнство является неотъемлемой частью этой роли. Ее взаимоотношения с мужем не зависят от возможности проводить время вместе и не страдают из-за перемен в супружеской жизни после рождения ребенка.

Материнство не изолирует ее от окружающего мира. Женщины и дети проводят время вместе, поэтому всегда найдется человек, который сможет освободить молодую мать от домашних обязанностей, позволив ей восстановиться после родов, а также заняться плачущим ребенком или дать нужный совет.

Молодым матерям в развивающихся странах не нужно учиться тому, как массажировать младенцев, или давать ребенку слушать Моцарта для стимуляции интеллектуального развития. Им не приходится думать о том, кто будет смотреть за ребенком или как обеспечить ему обучение в лучшем колледже. Они не боятся потерять лучших подруг или возможность заниматься своими интересами. Они не изолированы от других матерей, от них не требуют в одиночку, без всякой поддержки справляться с собственными перепадами настроения, переменами в приоритетах и обязательствах.

Молодая мать из развивающейся страны никогда не поняла бы европейскую женщину-мать, ведь ей не приходится мучительно привыкать к новой роли и к новой жизни, ее жизнь после рождения ребенка практически не меняется, ей не приходится задумываться, нужна ли ей радионяня и подобные вещи. Ее жизнь проста, но наполнена смыслом и опытом.

Приобретя многие блага цивилизации, мы утратили ощущение взаимосвязи с окружающим сообществом, тогда как женщины в развивающихся странах привыкли принимать ее как нечто само собой разумеющееся. Мы учим будущих мам правильно дышать во время схваток, правильно надевать ребенку подгузник, измерять температуру и делать свой дом безопасным для малыша, но мы не помогаем им справиться с переменами в психическом состоянии и в отношениях, происходящими практически с каждой женщиной в нашем индустриальном обществе.

Без поддержки и понимания молодая мать, даже не предполагавшая, что материнство станет суровым испытанием лично для нее и повлечет за собой такие серьезные перемены, чувствует себя одинокой и растерянной, недостаточно умелой и недостаточно знающей, даже неженственной. Мы столько слышим о послеродовой депрессии, психозе и об их порой катастрофических последствиях, но никто не говорит о том, что практически все женщины после родов становятся чрезвычайно плаксивыми.

Молодой маме не у кого спросить, является ли ее состояние нормальным. Она не знает, нужно ли ей обращаться к врачу. Женщина не может поговорить с другими мамами и узнать, вызваны ли ее ссоры с мужем постоянной усталостью и недосыпанием, или это более серьезная проблема, требующая помощи семейного психолога. А поскольку материнство по-прежнему считается вполне естественным явлением, молодым матерям стыдно признаваться в том, что из-за неопределенности и неизвестности они постоянно испытывают психологический дискомфорт.

Стишки для детского альбомаПодборки статей по воспитаниюМонтессори книги и видеоГленн Доман книги и карточкиРазвивающие мультики для детей